ТЕМЫ, СТАТЬИМатериальная и духовная культура

 

ОБЩЕСТВО "ЗАГОРОДЬЕ"

   На этой странице сайта показаны только фрагменты работы Ф.Д. Климчука.

Полностью работа представлена в архиве.        Скачать архив

Ф. Д. КЛИМЧУК.

ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ПОЛЕССКОГО СЕЛА СИМОНОВИЧИ

 

[Славянский и балканский фольклор.

Этнолингвистическое изучение Полесья

Москва: Индрик, 1995. С. 335—380]

 

Село Симоновичи находится в 10 км севернее г. Дрогичина Брестской области. По данным археологических источников (находки керамики VIVIII, IXXIII [точнее: VIIIX, XI--XIII], XIVXV, XVIXVII, XVIIIXIX вв. в урочище Курганка) населенный пункт, который впоследствии получил наименование Симоновичи, существует с последней четверти I тысячеле­тия [1]. На территории села люди жили и ранее, о чем свидетельствуют стоянки эпохи мезолита и неолита в урочищах Курганка и Передел и небольшие стоянки эпохи неолита в урочищах Подглубокое (Пудлыбóкэ) и Кривые — Володин Хутор. В XXIII в. эта территория входила в состав Берестейской волости.

В 1452 г . упоминается Симоновское пустое дворище, которое вместе с Довечоровичами (нынешний Дрогичин), Достоевом, Вавуличами получил пинский князь Юрий Семенович от короля польского и великого князя литовского Казимира Ягеллончика [2]. Название «дворище» в восточнославянских памятниках XIVXVI в. обычно употребляется в значении совокупность земель и угодий, которые принадлежали семье или роду или земельный участок[3].  Дворище входило в состав села или размещалось обособленно. Угодья села обычно состояли из нескольких дворищ. Дворища часто представляли собой участки пашни среди лесных массивов. Впоследствии там могли появиться хутора, а из них могли вы­растать села. При господствовавшей тогда переложной системе земледелия истощенную после снятия нескольких урожаев землю люди оставляли. Так появлялись «пустые» двори­ща. После восстановления плодородия земли ее снова превращали в поле. [Слово «дворище» употреблялось также в значении часть населенного пункта большой или средней величины’ или небольшой населенный пункт.]

Упоминание в 1452 г . о Симоновском дворище, которое находилось недалеко от Дрогичина, говорит о следующем. Во-первых, это было дворище села Симоновичи, т. е. мы можем говорить, что 1452 г . — это фактически первое упоминание в письменных источ­никах о Симоновичах. Во-вторых, это дворище в указанное время было «пустым», т.е. не обрабатывалось. В-третьих, пинский князь Юрий Семенович получил в 1452 г . не все угодья села Симоновичи, а только одно незаселенное дворище, часть симоновичских угодий. Само село Симоновичи с его жителями в состав Пинского княжества тогда не вошло.

Позже, в 1554 г ., Симоновичи упомянуты в составе Бородичской волости [4]. Эта волость не входила ни в состав Пинского, ни в состав Кобринского княжеств, а затем уездов. Центром волости являлось село Бородичи, которое ныне входит в состав Кобринского района. Первое упоминание о Бородичской волости относится к 1516 г . В 1528 г . эта волость принадлежала литовскому магнату Николаю Кежгайло. В 1554 г . Станислав Николаевич Кежгайло продал Бородичскую волость бискупу Луцкому и Берестейскому за полторы тысячи коп грошей литовских. В указанном году перечисляются села, входившие в состав волости, среди них -- Симоновичи. В 1558 г . доходы от села Симоновичи составляли 4,5 коп грошей литовских. В 1565 — 1566 гг. Бородичская волость вошла в состав Пинского уезда Берестейского воеводства. Впоследствии центр волости перенесен из Бородич в Брашевичи. В XVIII в. Брашевичская волость, в том числе Симоновичи, входит в состав Берестейского уезда Берестейского (Брестского) воеводства. В XIX — начале XX в. Симоновичи находятся в составе Брашевичской волости Кобринского уезда Гродненской губер-

 [Страница] 335

 нии, в 20—30-е годы XX в. — в составе Хомской гмины Дрогичинского уезда Полесского (Брестского) воеводства. С 1940г. Симоновичи в составе Вульковского сельсовета (центр — Вулька-Симоновичская) Дрогичинского района Пинской, а с 1954 Брестской области.

Полностью  работа представлена в архиве.        Скачать архив

Публикуемая работа представляет собой ответы на «Программу полесского этнолингвистического атласа»[8]. Записи сделаны от матери автора Климчук (девичья фамилия Пи-

[Страница] 336↑

 гас) Анастасии Андреевны (2.12.1912 — 24.10.1989) в сентябре 1981 г . Некоторые дополнения внес отец автора Климчук Данил Федорович (15.12.1907 — 20.08.1988 гг.)

Родилась Анастасия Андреевна в с. Симоновичи. Мать ее — Пигас (девичья фами­лия — Романюк) Федора Тимофеевна (1888 — 15.10.1969 гг.), родилась и большую теть жизни прожила в с. Симоновичи. Отец — Пигас Андрей Захарьевич, родился около 1885 г . в с. Симоновичи. До женитьбы служил в российской армии, имел награды, кото­рые Анастасия Андреевна сохраняла до 1946 г . В 1912 г . уехал в Америку. Некоторое время писал письма и присылал деньги, потом пропал без вести.

Климчук Данил Федорович тоже родился и прожил большую часть жизни в с. Симоновичи. Отец его — Климчук Федор Иосифович (1874 — 8.02.1950) родился в с. Симоновичи. Мать — Климчук (девичья фамилия — Лошáк) Татьяна Герасимовна (1875 — 10.03.1946 гг.) родилась в соседней деревне Вулька Симоновичская. У Татьяны Герасимовны и Федора Иосифовича было десять детей, но пять из них умерли в раннем детстве. Остались жить: Устинья (1895—1968), Пелагея (1898—1977), Елена (1903—1975), Данил (15.12.1907—20.08.1988), Анна (1917—1979). Из тех, кто умер рано, Данил Федорович и его сестры помнили Василия, Федору и Ольгу.

 

Вся работа представлена в архиве.        Скачать архив

СЕМЕЙНАЯ ОБРЯДНОСТЬ (ОБРЯДЫ В СЫМНІ)

   I. Свадьба (Высілле)

 1. Пырыд высіллем. (‘Канун свадьбы’) а) С чого почынайіцьця высілле? Як колысь, в старыну, то зразу булы пырыпыткы, посля запóйіны, посля оглядыны, посля сумóвыны. А вже пырыд самым высіллем, то в суботу ввэчыры -- то вынкы. Бо высілле звычяйно почыналы в ныділю. б) Як робылы вьнкы? [10] В суботу вдэнь і пуд вэчор молодая ходыть збырае свойі подругы. Прыходеть подругы до молодэйі. Садецьця за столом, окола стола. Прышлы батько, маты, стоеть. Одна дівчына благословыть. Посля вона одна вынка въе. Всі квыткы робъеть, а вона вынка въе. Поблагословывшы, садецьця  -- і за роботу. Въють вынка, робъеть квыткы. Квыток трэба коб було всім высілныкам. Чясом в квыткы вбырають дугу, чясом шэ шо вбырають. Цілый вэчор робъеть квыткы, въють вынка чы шыють вéліна (вэлёна) і спывають. Посля прыходыть жыных. Прыходыть с сыстрою, чы брата, чы товарыша возьмэ. Ныма рідныйі сыстры, то двоюрыдну, чы троюрыдну сыстру возьмэ, чы сусідню дівчыну. Дывкы складають квыткы в рышыто. А молодая бырэ тарілку, сыплэ на тарілку крохы жыта, накрые платочком. Як зовъють вынка, то кладуть на тую тарілку, на платочок. Тоды вжэ жыных з дывкамы торгуйіцьця. Жыных скупляе вынка: ставыть дывчятюм “за роботу” горілку. Вынка на тарілцы оддають жыныховы, а жыных оддае молодуй. Молодая выносыть вынка на тарілцы в комору, в сундук. Рышытó с  квыткамы тожэ выносеть, якая дівчына нысэ. Посля садецьця за стыл. Пъють, закушують, спывають. Батько молодэйі згóдыть, то пузній і мызыка прыдэ, пограе, а молодёж погуляе (потанцюе). Тыпэр мызыку прыводыть молодый. Крохы погуляють і росходецьця по домам. ............

 

 10. Высiльны піснí.   ("Свадебные песни"). а) Шо «дівка сіяла долю», е пісня, алэ госінна, ны высілна [12]:

Ой у лісы над водою

Там сіяла дівка долю.

 — Плывы, доля, із водою,

Я ны йтыму за тобою;

Хоч ітыму, опочыну,

Білы лысты напысавшы

Да й до роду одославшы.

Ой хай мый рід гэтэ знае,

Ой хай мый рід гэтэ чуе,

 Мні посагу ны готуе,

Ны посагу, ны выночка,

Бо я тыпэр ны дівочка.

Потыряла я выночка

Пуд білыю бырозыю,

Ны пъяныю, твырозыю,

Пуд зылёнымы дубкамы

3 молодымы козакамы.

 

“Краса” невесты упоминается в свадебной песне [12]:

Третий день свадьбы. Родня невесты едет к родителям жениха. Въезжают во двор. Поют:

 

Ой дын добрый, добры людэ, мы до вас

— Дэсь прылытіла наша тытíрка тут до вас.

Покажітэ ны тайітэ -- вона в вас.

 Хоч ны йійі — пірйічко йійі на показ.

Ой дын добрый, добры людэ, мы до вас —

Дэсь завызёна наша дівонька тут до вас.

Покажітэ, ны тайітэ — вона в вас.

Хоч ны йійі — к ркрасу  йійі на показ.

Чы такое на юй вбраннічко, як у нас?

 

[Страница] 341

 

У нас була в зылёному выночку -

Тыпэр у вас в білінькому рубóчку (т.е. в чепце).

Вся работа представлена в архиве.        Скачать архив

 

КАЛЕНДАРНАЯ ОБРЯДНОСТЬ (ОБРЯЦЫ НА ВСЯКУ ПÓРУ)

 

IV. ‘Святки’ (Кóляды)

 

1.  Як звалы врэмнэ од Коляд до Водóхрышч чы од Нового року до Водохрышч? Звалы -- кóляды. Дьві ныділі коляд, од Коляд (‘Рождества’) і до Водохрышч.

2. Як звалы дэнь пырыд Колядьмы (‘перед Рождеством’)? Звалы: ко-лядá.  Було всёго тры коляды.   Пэрша колядá  (мало так казалы:  пэрша) -- пырыд Колядьмы. Сырíдня коляда -- пырыд Новым роком -- зовуть шчодрýха. Скажуть: на шчодрýху зловыв птýху, одрубав носа, шоб ны йіла проса. I пырыд Водóхрышчамы колядá.

3.  Чы обвязувалы лапы в столí ворóвчыныю, лынцюгóм, пырывыслóм с соломы. Такого ны робылы. Окола лапы, шо в столі, чы окола слэжыка в пычі півня чы альбы шчо  (курыцю, кота)  обводылы, то ны будэ ныкуды ходыты.

Вся работа представлена в архиве.        Скачать архив

 ОБРЯДЫ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ЦИКЛА

(ОБРЯДЫ В ГОСПОДАРЦЫ)

 

VII. Сев и жатва (Сывбаá й жнывá)

 1. Гораттé (Пахота). Шо робылы, як почыналы гораты? Загорáты (пэршый раз гораты, почяты гораты) -- трэба, шоб до Благовішчыння. Бо на блавíсным тыжні ны загóрують (посля блавішчыння ны горуть). На блавíсным тыжні ны снують, бо будуть вовкы сноваты, ходыты, а на

 [Страница] 354

 хрысьцёвым тыжні ны снують, бо будуть пырымóты слáтысь. Хоч борозэньку до Блавíшчыння пройты трэба. Як до Блавішчыння загорáв, то можна і на блавісным тыжні можэ гораты.

2. Сывбá (Сев). Шо робылы, як засывáлы? Свянчону квíточку бралы. Як на Сплыння жыто святылы, то тым жытом засіе. Квітку овса, і лныну, і овсыну, і жыта, і пшаныцю, бурака,  морквыну і шэ шо -- й тую квітку всэ разом святылы. Ячмэню ны святылы. Бралы малóго засывáты, навэть і дівчыну бралы.

3. Чы хходылы навыснí до жыта? На Юръя ходылы. Тыкалы костыну в жыто, в зэмню, а вылыконну булочку і шэ там шо, бралы назад. Помолыцьця, на коліна, хоч пырыхрыстыцьця; скажэ: «Дай, Божэ, коб зародыло, коб Быг зародыв». (см. также V. 3, V. 5, V. 8, V. 11).

4.  Шо робылы, шоб в жныво рукы ны болілы? Чырвоныю ныткыю руку пырывъяжэ. На тую чырвону нытку обараночкы пыклы і обмóтувалы коровая. То як була тая нытка, то тэю ныткыю. Всэ в труну клалы.

5.  Шо робылы, шоб в жныво сспына ны боліла? Коб спына ны боліла, то спыныю об стыл, як пэршый раз загрымыть. Топталы спыну, як болыть,  одна баба однуй,  до порога ногамы,  в хату головою,  а друга возьмэ кóцюбу, однэю ногою на зымнí, а другыю чявыть спыну, а коцюбóю опырайіцьця.

6.   Шо робылы,  як в полы,  пры роботы, йіжа оставалась?  Як онó крышычкы, то высыпалы і говорылы:

 

Боровыйі птушычкы,

Позбырайтэ крышычкы.

Як сáмы ны ззыстэ,

То шэ кому оддастэ.

Вороновы ны давайтэ,

Ему гочы выбырайтэ.

 

……………………………

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРИРОДЕ (ЯК СОБI ВЪЯВЛЯЛЫ ПРЫРОДУ?)

 

XIV. Астрономия. Метеорология. Время (Ныбэсны свытыла. Погода. Врэмне)

 

1.   (Плеяды). Кýпка.

2.  (Орион). Косярí.

3.  (Млечный путь).  Ныбэсна дорога.  Птушкы лытеть у вырэй  (гырэй) по юй, ны блудеть.

4.  Як гадалы по зырному нэбу? Одна колядá, як зырно -- на урожяй, а друга -- ля прыплóду, а трэтя -- ля здоровья. Як сніг на грумны′ці йдэ, то будуть грыбы росты. На блавíшчынне як ясно -- будэ грымóта.

5.  Шо показанэ на мíсяцёвы? Брат брата сколóв. У ныділю сіно клалы.  I на вылкáх дыржыть,  можэ й случяйно.  А шэ так росказувалы. Брат з братом поспорылы за мышок пшаныці і одын одногó на вылкы сколóв. I за гэтэ Быг йіх выставыв на мíсяці, шоб всі людэ бачылы.

6.  Як мыняйіцьця місяць? а) Молодый місяць, молодык   (молодой месяц), б) Пóвня (полнолуние), в) Пóсля пóвні (на ущербе), г) Ста­рыйі дні (старый месяц), д) Поночны′йі нóчы (безлунье).

Кончяйіцьця старый місяць, появляйіцьця молодый. Молодый на сторóго стáнэ. Молодый скажэ: «3 дорогы, старый!» А старый окы′ныцьця да и скажэ: «Я ны старый, я молодый!» На трэтю ныч посля пырымíн почынае схóдыты місяць. Заходыть сонцэ -- зыхóдыть місяць -- гэто пóвня.

 

Полностью работа представлена в архиве.        Скачать архив