ТЕМЫ, СТАТЬИИстория

 

ОБЩЕСТВО "ЗАГОРОДЬЕ"

 

Ф.Д.Климчук. 

БЫЛ ЛИ АПОСТОЛ АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ В ПОЛЕСЬЕ?
                                                                                                                       Скачать

[Тураўшчына. Мінулае, сучаснасць, будучыня. Выпуск 6. 1000-годдзю Тураўскай епархіі, 1025-годдзю  Турава прысвячаецца. Тураў—Мінск: ТАА «МЭДЖЫК БУК», 2007. С. 362—365; раздзел  Х.Рэлігія. Раздзелы «І. 1000 лет Туровской епархии» [c. 4--28] і «Х. Рэлігія» [c. 301--367] падрыхтаваны і друкуюцца па благаславенню протаіерэя Герасіма (Кадоліча)].

 

Был ли Андрей Первозванный, ученик Иисуса Христа,  в Полесье? Такой вопрос приходилось слышать неоднократно. Наш ответ был таков: Этого нельзя ни утверждать, ни отрицать. Существуют легенды, что Андрей Первозванный побывал на территории будущих Киева и Новгорода, на острове Валаам, в других местах России, в Польше, в Шотландии [Макарий, 91—104; Василевский, 213--295; Брайчевский, 5--33]. Считается более-менее общепринятым, что он побывал в Крыму, прежде всего в Пантикапее (нынешняя Керчь), Херсонесе (сейчас в черте г. Севастополя), в низовьях Дона [Брайчевский, 5—33; Ляшевский, 11--35].

Рассматривая указанную проблему, необходимо взглянуть на ситуацию того времени – I век н.э. Итак, Андрей Первозванный получил благословение проповедовать в Скифии. Там он пробыл несколько лет. Поэтому смог бы побывать во многих местах этой большой страны. А Скифией в те времена в Греции, да и в других местах Римской империи, называли Восточную Европу вообще
А население этой большой области, независимо от его этно-языковой принадлежности, называли скифами. Там господствовало язычество. Общественный строй там был или первобытнообщинный, или переходный от первобытнообщинного к государственному, или раннегосударственный. Там говорили на иранских, славянских, балтийских, финно-угорских диалектах. Изредка можно было встретить владеющих греческим языком, иногда – латинским.

Насколько греки и римляне знали Припятское Полесье в те времена?

Известному древнегреческому историку и географу  С т р а б о н у [Страбон, 269],  который родился около 63/64 г. до н.э., а умер около 23/24 г. н.э., пространство между реками Лабой (Эльбой) и Днепром, в пределах которого находилось Припятское Полесье, было землёй неизвестной. О реках  Припять, Западный Буг, Висла, Одра он ничего не говорит. Очевидно, эти места не посещали в те времена греки и римляне. Однако, Страбон умер задолго до начала путешествия Андрея Первозванного в Скифию. А материал для своей “Географии” он собирал еще ранее.

Ситуация иного характера отражена в трудах античного (древнегреческого) ученого Клавдия  
П т о л е м е я  (около 90—168 гг. н.э.)
[Птолемей, 281—323; Шафарик, 16--22; Удальцов, 41--49]. Годы их, Страбона и К.Птолемея, наиболее активной деятельности разделяет более 100 лет. Клавдий Птолемей в бассейнах Днепра, Западной Двины, Вислы с их притоками, т.е. на территории, которая включает Полесье, называет целый ряд племён и народов. Откуда К. Птолемей знал о них – он ведь лично не ездил в эти места? Факты эти ученый брал у других людей, которые глубинные восточноевропейские регионы посещали. Этими людьми были прежде всего купцы.

Торговые пути в далеком прошлом были тесно связаны с реками. Важную роль играли пути по реках, которые (пути) соединяли Черное море с Балтийским. Сначала это был путь: Черное море – Днестр – Западный Буг – Висла – Балтийское море. Немного позже приобрел значение путь: Черное море – Днепр – Припять – ее притоки Ясельда и Пина, затем: Мухавец – Западный Буг – Висла – Балтийское море; или: Ясельда – притоки Нёмана – Нёман – Балтийское море. Если первый путь касался только западной окраины рассматриваемой области, то второй стал важной торговой артерией Припятского Полесья. 

Купцы той эпохи во время торговых экспедиций пользовались так называемыми дорóжниками. Дорóжники – это периплы (ед. ч. перúпл; пользовались ими во время поездок по морю) и периэгéсы (ед. ч. периэгéса; пользовались во время путешествий сухопутными путями). В дорóжнике было описание определенного пути: сведения о племенах, через земли которых проходил путь, информация о разных объектах и проч. Дорожники (периплы и периэгесы) использовали ученые, в том числе К. Птолемей. Сведения же в трудах К. Птолемея о племенах, населяючих пространства восточной Европы – это, в свою очередь, свидетельство того, что указанную область время от времени посещали античные купцы.

 

[Стр. 362 ↑]

 

Главная цель купцов – получить экономическую выгоду, торгуя с местными жителями. Контакты с местным населением были неизбежны и необходимы.

Как это могло происходить?

Принято считать, что в первые столетия нашей эры в восточной части Римской империи преобладал греческий язык, хотя употредлялся также и язык латинский. Условно примем, что преимущественно на этих двух языках говорили купцы, которые посещали Полесье. Тоже отдаем условно определенное преимущество языку греческому перед языком латинским. Но греческого и латинского языков не знали тогдашние “полешуки”, а купцы не знали полесских говоров. Как они могли преодолевать этот языковой барьер? Очевидно, в купеческих караванах были “толмачи” (переводчики). Одни из них владели какими-то азами иранского койне, другие – койне славянского, третьи – балтийского, четвертые – финно-угорского и т.д. Со временем навыки владения азами различных койне приобретали и многие купцы. В свою очередь отдельные местные жители глубинных районов Восточной Европы усваивали некоторые греческие и латинское слова. Так преодолевался языковой барьер, купцы могли общаться с местными жителями, вести с ними торговлю.

Найти толмачей в те времна особой сложности не составляло. Исследователи зафиксировали такой факт. В обществах, живших в XIXXX вв. в условиях первобытнообщинного строя, любой взрослый абориген, «если и не разговаривал активно на чужом языке или диалекте, то по крайней мере знал или понимал 1—2 соседних диалекта» [ИПО, 469]. Очевидно, подобная ситуация была характерна и для предыдущих эпох.

Купцам из Римской империи, отправляющимся в глубинные районы Восточной Европы, ничего не оставалось, как усвоить слвянский (или другой) язык. Славянской письменности тогда не было. Усвоить же все славянские говоры купцы не могли, Видимо, вначале они усваивали какой-то миниум славянских слов, а также некоторые особенности грамматической и синтаксической структуры славянских говоров. Для начала этого было достаточно, чтобы вступать в контакты с жителями разных местностей Полесья и других регионов Славии. В Полесье же, видимо, формировались региональные междиалектные койне – диалектно-языковые системы, которыми пользовались во время контактов  представители разных родственных и, вероятно, неродственных диалектов и говоров [Климчук, 19--24].             

Таким образом, в I в. нашей эры купеческие караваны время от времени уже бороздили Восточную Европу, в том числе Припятское Полесье. Начало этого процесса в указанном регионе, возможно, следует отнести к последним годам жизни Страбона. Ко времени К. Птолемея в Римской империи среди купечества и представителей ученого мира уже закрепились сведения о народах, населяющих Полесье и сопредельные страны.

         Таким образом, перед Андреем Первозванным и его сподвижниками, отправлявшимися в Скифию,  стояли два варианта поездок в глубины Восточной Европы: 1) от селения к селению, 2) примкнуть к купеческим караванам.

Путешествия от селения к селению за пределами империи были бы малопродуктивными. Проповедники наталкивались бы на огромные трудности. Это, в первую очередь, незнание языков, мировозрения, религии  коренных жителнй. А без этого невозможно с ними серьезно общаться.

А примкнув к купеческим караванам, Андрею Первозванному и его сподвижникам можно было использовать навыки общения купцов с местными жителями. И устанавливать с ними контакты можно было почти в каждом населенном пункте или погосте, где караваны останавливались и велась бойкая торговля или обмен. Среди купцов в те времена встречались христиане и они охотно могли бы брать с собой проповедников.

Используя благоприятные моменты, им можно было временами заниматься проповедью св. Евангелия.

         Результаты таких проповедей не могли быть значительными. Скорее всего они в основном ограничивались знакомством местных жителей с новым вероучением. Кое что усваивалось и вливалось в местное язычество.

Св. Андрей Первозванный и его сподвижники не могли идти на конфронтацию с язычниками. Во-первых, это не соответствовало духу христианского вероучения, а во-вторых, конфронтации были невыгодны купцам.

         Проповеди св. Андрея Певозванного можно сравнить с описанием распространения христианства в Беларуси в более позднее время. Привожу отрывок:

 

[Стр. 363 ↑]

 

         “Приход христианства на белорусские земли отличается ненасильственностью, постепенностью. Новая вера еще очень долгое время мирно сосуществовала с древним языческим мироощущением. <…> Процесс утверждения новой веры на территории древних белорусских княжеств современные исследователи не без основания сравнивают с ирландским вариантом христианизации, когда священникам, несшим учение Христа, приходилось мирно контактировать со жрецами-друидами, многое от них перенимая.» [Орлов, 11].

         Как уже говорилось, торговые пути в те времена были тесно связаны с реками. Один из весьма важных торговых путей того времени пересекал Припятское Полесье. Он проходил из Черного моря, по Днепру и Припяти, затем по Западному Буги и Висле в Балтийское море. А из Балтийского моря вполне реальны поездки и в Шотландию, и на осторв Валаам в России.

         Миссия Андрея Первозванного в Восточную Европу не была единственной в соем роде. В 313 г . Миланский эдикт признал христианство полноправной религией Римской империи. С этого времени начинается активная деятельность христианских миссионеров в разных уголках Эйкумены, в том числе в Восточной Европе [Брайчевский, 18].

         Сведения о ранних христианах в Восточной Европе скудны, при этом, им характерна значительная неопределенность. Славяне – этнос древний. Однако, на протяжении многих столетий они скрывались под иными наименованиями. Как известно, древние греки и римляне, а позже и византийцы часто называли скифами все этносы Восточной Европы: иранцев, славян, балтов, финно-угров. Поэтому, если в древнегреческих, римских, византийских источниках фигурируют скифы, то нельзя исключать, что среди таких скифов присутствовали и славяне. Поэтому укажем те случаи, когда речь идет о христианстве у скифов. Упомянем также мирмидонян (мармидонян), поскольку в конце  I тыс. н.э. византийцы так называли восточных славян [Брайчевский, 11; Василевский, 213—295, соответственно страну называли Мирмидония], а также склавов (славян).  

         1. Квинт Септимий Флорент Теруллиан (ок. 160—220 гг.): среди народов, которые приняли Христа, называет скифов [Брайчевский, 13].

         2. Ипполит Римский (III в.) говорит: «…Андрей, проповедовавший скифам и фракийцам» [Брайчевский, 11].

         3. Евсевий Кессарийский (ок. 263—340 гг.) говорит: “Из святых же апостолов и учеников Спасителя нашего, которые рассеялись по всему Космосу, Фома, как утверждает предание, получил как удел Парфию, АндрейСкифию”;  Престол апостола Петра (Римская кафедра) охватывает территорию “от Равены и до Фессалоники, склавов [славян], <…> скифов, до реки Данубия [Дуная]» [Брайчевский, 11, 17]. Кстати, кафедра Андрея Первозванного находилась в Синопе (север Малой Азии).

4. Афанасий Александрийский (ок. 300—373 гг.) среди народов, принявших “слово Христово”, называет скифов [Брайчевский, 13].

         5. Епифаний Констанцский ( ок. 314—367 гг.) говорит о проповедях сосланного в глубины Скифии старца Авдия [Брайчевский, 13—14, 16].

         6. Иоанн Златоуст (ок. 347—407 гг.) в числе других народов  которые переводят святое письмо на свой язык, называет скифов [Брайчевский, 14].

         7. Евсевий Иероним (ок. 30—40-х годов IV в. – 420 г .) утверждает, что «холода Скифии кипят жаром веры» [Брайчевский, 14].

         8. Феодорит Кирский (390—457 гг.) говорит, что в числе других народов “евангельские законы” приняли скифы [Брайчевский, 14].

        

[Стр. 364 ↑]

 

9. Евхерий Лионский (конец 4 – начало 5 вв.) утверждает, что  “Андрей умягчил проповедью скифов [Брайчевский, 11].

10. Римский поэт Альпим Авит (V в.): среди многих народов и племен, которые отнесены к «благочестивому союзу Христа» и «радуются, что познали Бога», названы им склавы [славяне] [Брайчевский, 17].

         11. Апокрифическое предание о хождении апостола Андрея и Матфия в страну мармидонян [Брайчевский, 11; Василевский, 213--295].

         Значительным христианским религиозным центром был г. Томы [нынешняя Румыния] – епископская резиденция Скифской или Готской епархии [Брайчевский, 17].

         Из археологических находок, свидетельствующих о христианах в Восточной Европе рассматриваемого времени, укажем следующую [Брайчевский, 23]. На черняховском поселении у села Черновка Новоселицкого района Черновицкой области (Украина) обнаружена формочка для отливки нательных крестиков.

В конце V в. наступает перелом. Западная Римская империя прекратила существование. В это время в Европу пришли гунны. За гуннами в VI в. последовали авары [Брайчевский, 30]. Связи глубинных районов Восточной Европы с областями бывшей Римской империи ослабли. Ранее принявшие христианство стали возвращаться в языческую веру. 

         Но язычество жителей Восточной Европы уже не было классическим.

Оно испытало на себе влияние христианства [Брайчевский, 30--32]. Так, греческий автор Прокопий Кесарийский (между 490 и 507 – после 562 гг.), говоря о славянах, пишет: “Они считают, что один только Бог, творец молний, является владыкой над всеми…”  Таким образом, согласно Прокопию, в VI в. славяне признавали единобожие – «только одного Бога».   

 

         Возвращаемся к поставленному в начале нашего повествования вопросу: 

был ли Андрей Первозванный  в Полесье?  Ответ наш остается прежним.  Этого нельзя ни утверждать, ни отрицать. Утверждать нельзя, поскольку в письменных памятниках того времени это не засвидетельствовано. Но и отрицать нельзя. Существуют легенды о посещении Андреем Первозванным ряда мест Восточной Европы, а также Польши и Шотландии. Ранее легенды вообще не признавались за истину. Но постепенно накопилось немало фактов, показавших, что легенды зачастую отражают действительность. Так почему же мы должны полностью отрицать легенды об Андрее Первозванном? Кроме того, письменные источники боле позднего времени указывают на некоторое распространение христианства в Восточной Европе. Но распространение христианства в рассматриваемой части Европы должно иметь начало. А почему бы такое начало не могло быть положено Андреем Первозванным?

         Андрей Первозванный и его сподвижники могли бы побывать в разных местах Восточной Европ а также в Польше и Шотландии в том случае, если бы они примкнули к купеческим караванам.

         После вторжения гуннов, затем аваров христианство в Восточной Европе приходит в упадок. Но оно, по всей видимости, оказало существенное влияние на языческую веру славян.

 

Л И Т Е Р А Т У Р А

 

Брайчевский -- М.Ю.Брайчевский. Утверждение христианства на Руси.

Киев: Наукова думка, 1989.

Василевский -- В.Г.Васильевский. Хождение апостола Андрея в стране

мирмидонян // В.Г.Васильевский. Труды. Т. 2, вып. 1.

ИПО -- История первобытного общества. Эпоха первобытной родовой

общины. М.: Наука, 1986.

Климчук -- Ф.Д.Клімчук. Старадаўняя пісьменнасць і палескія гаворкі //

Беларуская лінгвістыка, 2001 г ., вып. 50.

Ляшевский -- С. Ляшевский. История христианства в земле Русской с I по XI

век. М., 2002.

Макарий -- Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский.

История Русской церкви. Книга первая. М., 1994. 

Орлов -- В.Орлов. Десять веков белорусской истории, или от Рогволода до

Белорусской Народной Республики. Перевод с белорусского // Белорусская деловая газета. Для служебного пользования. Приложение. Минск. № 1 (18), 26.04.2005 г.

Птолемей -- Клавдий Птолемей // Античная география. М., 1953.

Страбон -- Страбон. География в 17 кн. Перевод с древнегреч. М., 1964.

Удальцов – А.Д. Удальцов. Племена Европейской Скифии ІІ в. н.э. // СЭ,

1946, № 2. 

Шафарик -- Шафарик П.Й. Славянские древности. Т. ІІ, кн. ІІІ. Приложения.

Сведения о древних славянах. Перевод с чешского. М., 1848.

 

[Стр. 365 ↑]