ТЕМЫ, СТАТЬИИстория

 

ОБЩЕСТВО "ЗАГОРОДЬЕ"

      

Ф.Д.Климчук

К вопросу о древних греко-восточнославянских связях  

[Греко-славянское духовное единство. Донецк, 1993. Стр. 17—34]

 Статья на 3 страницах сайта, стр.1                                    Вся статья в архиве     Скачать

Прежде, чем переходить непосредственно к теме, приведем некоторые факты из одного архаического восточнославянского региона — Брестско-Пинского Полесья. Регион этот находится на западной периферии восточ­нославянского мира, т.е. в значительной степени удален от районов не­посредственных контактов славян с греками. Большинство коренного насе­ления этой области исповедует православие. Брестско-Пинское Полесье является родиной автора этих строк, что дает возможность использовать многочисленный полевой материал. Каким было отношение берестюков, т.е. коренных жителей Брестско-Пинского Полесья, к грекам? Речь будет идти о людях, которые родились в конце XIX и самом начале XX века. Как пра­вило знали, что такой народ — греки — существует, что восточные сла­вяне приняли от греков свою веру — православие, что многое в прошлом от греков позаимствовали. Кто был знаком с греками ближе, отмечали на­личие многих черт греческо-восточнославянской общности в быту, в поведении. О греческих песнях нередко отзывались так: "немного не такие, как наши, но многим на наши похожие песни, и очень красивые". Православие называли русской верой, но называли его и греческой верой. Иногда приходилось слышать слова: "по вере мы — греки". В целом к грекам было отношение, как к одному из древних культурных народов, первоотк­рывателю во многих отраслях культуры, а с другой стороны, — как к народу близкому восточным славянам.

Полагаю, что нечто подобное можно обнаружить и в других восточносла­вянских регионах.

Каковы же пути формирования восточнославянско-греческой этнокуль­турной близости?

Естественно, велика роль процессов, происходящих в течение послед­него тысячелетия, т.е. со времени принятия в 988 г. киевским князем Владимиром Святославичем христианства. Христианство было принято от греков. Оно стало государственной религией. Но 988 год — это своего рода за-

 

стр. 17↑

 

ключительный этап предшествующих восточнославянско-греческих отношений. Владимир Святославич, очевидно, не случайно избрал в качестве государ­ственной религии греческий вариант христианства. Чтобы иметь успех в своем государстве, Владимир Святославич должен был выбрать то, что наиболее подходило народу Киевской Руси. Многие восточные славяне к тому времени уже были христианами, причем, принимали они христианство преимущественно от греков. Поэтому мы должны ставить вопрос не о том, почему в 988 г. Владимир Святославич принял греческую веру, а о том, почему восточные славяне принимали христианство преимущественно от греков? Ответ должен быть однозначный: основную роль сыграли тради­ции давних связей восточных славян и их предков с греками и предками греков. Традиции эти уходят в седую древность. Остановимся на некото­рых моментах таких традиций.

Древнейшая история человечества делится на две большие эпохи: эпо­ху присваивающего хозяйства и эпоху производящего хозяйст­ва[1]. Для первого этапа характерно использование людьми того, что дала природа, т.е. основными отраслями хозяйственной деятельности людей того времени являлись охота, собирательство, позже рыболовство. Пере­ход к производящему хозяйству, прежде всего к земледелию и скотовод­ству, имел настолько важное значение в истории человечества, что уче­ные называют его неолитической революцией[2]. При производящем хозяй­стве еще в эпоху каменного века человек получал пищи на одной и той же площади в 10—15 раз больше, нежели в эпоху присваивающего хозяй­ства. Наиболее ранние очаги земледелия в Европе обнаружены в Греции. Относятся они к VII тыс. до н.э[3]. В тыс. до н.э. земледелие и скотоводство стало играть важную роль в хозяйстве населения современ­ных Греции, Болгарии, Македонии, Сербии, Румынии, Молдовы, восточной Венгрии, а на Украине в бассейне Южного Буга и в Закарпатье. Сформи­ровалась таким образом так называемая Балкано-Карпатская культурная область, которая в эпоху неолитической революции являлась одним из наиболее значительных очагов цивилизации Земного Шара[4]. В V тыс. до н.э. ареал этой культурной области расширяется, в том числе в северо-восточном направлении. Памятники VІ тыс. до н.э. основной части Балкано-Карпатья многие исследователи интерпретируют как единую археологическую культуру, которая, однако,

 

стр. 18↑

 

несколько различалась в отдельных регионах. На территории Греции был распространен вари­ант этой культуры — пред-Сескло. На его основе сформировалась ар­хеологическая культура Сескло, датируемая VІV тыс. до н.э. К І V тыс. до н.э. относится культура Димини, распространенная в грече­ской области Фессалии. Формирование ее связано с миграциями извне. Кроме обычных поселков, этой культуре характерны поселения с укреп­лениями. С распространением бронзы в Греции формируются культуры: элладская на материке, кикладская на Кикладских островах, минойская на Крите. Сформировались они на местной основе при значительных внешних влияниях, во многом связанных с миграциями населения. В III тыс. до н.э. возникли укрепленные поселения протогородского типа на островах Лемнос, Лесбос, Сирос, Никсос, в Арголиде (Лерна, Тиринф). Цитадель в Лерне построена около 2400 г. до н.э. Сна была обнесена массивными оборонительными стенами с полукруглыми башнями. В цент­ральной части цитадели находился дворец, получивший в литературе на­звание "Дом черепиц". В округе Лерны около XXIII в. до н.э. заверши­лось формирование раннеклассового государства. Около 2200 г. до н.э. укрепления в Лерне, Тиринфе, на Коринфском перешейке, на о. Сиросе были разрушены или оставлены жителями. Разрушения, видимо, свя­заны с вторжениями извне. Вторая волна вторжений, которая в отдельных местах сопровождалась разрушениями, произошла около 2000 г. до н.э. В XIX—ХVІІІ вв. до н.э. возникли города на Крите, Кеосе, Паросе, Мелосе. На Крите в это время сформировалось несколько государств. Их центрами являлись "дворцы" (города с дворцами): Кносс, Фест, Маллия. Около 1700 г. до н.э. произошло объединение царств о. Крит в одно го­сударство. В его состав вошли и Кикладские острова. В ХVІ в. до н.э. возник ряд царств в материковой Греции. Их центрами являлись города: Микены, Иолк, Орхомен, Гла, Фивы, Афины, Тиринф, Пилос и др. Самым значительным из них было Микенское царство. Таким образом, проис­ходило выделение из Балкано-Карпатской этно-культурной области буду­щей Эллады. Здесь завершалось формирование греческого (эллинского) этноса. Здесь формировалась греческая государственность.

К Балкано-Карпатской этно-культурной общности относилась трипольская культура, занимающая восточную Румынию, Молдову и основную часть Правобережной Украины[5]. Генетически и типологически она была родственна куль

 

стр. 19↑

 

туре Сескло. На Украине ареал трипольской культуры ограничивался линией: Черновцы, Ивано-Франковск, Луцк, Киев, Чернигов, Черкассы, Одесса.   Датируется она 4250—2350 гг. до н.э. Сформировалась трипольская культура в результате прилива населения из нижнего Дуная, т.е. из древнего очага формирования Балкано-Карпатской культурной области, на север, смешения с местным на­селением и этнической консолидации. Основные отрасли хозяйства трипольцев – земледелие и животноводство. Высокого уровня достигли металлообра­ботка и гончарное производство. Выделилась группа ремесленников — гон­чаров и металлургов. Жили трипольцы в поселках, на раннем этапе состоявших из землянок и наземных домов, позже — преимущественно из наземных домов, иногда двухэтажных. Выделяются своей величиной следующие трипольские поселения: Майданецкое (270 га), Доброводы (250 га), Тальянки (400 га). Все они расположены на западе нынешней Черкасской области. В таких поселениях жило по несколько тысяч человек. Некоторые исследо­ватели полагают, что триполъское общество представляло конфедерацию племенных союзов, а названные поселения-гиганты (может быть, протогорода) являются руинами общетрипольских столиц, последовательно сменявших друг друга[6].   Высокого уровня достигло искусство Триполья, Ученые кон­статируют, что "в истории первобытной Европы трипольская культура была тем, чем была эпоха Ренессанса для средневековья»[7]. Трипольцы поддер­живали регулярные связи с Балканским полуостровом и Эгеидой.

В древней Балкано-Карпатской области, кроме революции неолитической, произошла также революция металлургическая  (V — начало ІV тыс. до н.э.), ознаменовавшая собой распространение орудий труда из металла[8]. Наиболее выдающимся памятником этого круга является рудник Аи Бунар в южной Болгарии. Племена Балкано-Карпатья, кроме меди, в большом количестве добывали золото[9]. Ярким свидетельством этого является некрополь у г. Варны (Болгария), где обнаружено 6 тысяч золотых предметов. Некоторые ученые полагают, что легенда о золотом веке основана на реальных фактах: широком использовании в прошлом на Балканах изделий из золота.

Ареал Балкано-Карпатской этно-культурной области менялся. На юге он включал большую часть Греции, на севере

 

стр. 20↑

 

— значительную часть Укра­ины. В III тыс. до н.э. он простирался приблизительно от Афин до Киева. Между частями этого ареала существовали постоянные экономические связи. В нем имели место перемещения населения. В частности, с нижнего Дуная имели место значительные миграции как на север, в восточное Прикарпатье и Среднее Приднепровье, так и на юг, в Пелопоннес и на Крит. Область эта характеризовалась многими общими особенностями культуры.

Каково отношение древней балкано-карпатской цивилизации к современ­ным грекам и восточным славянам? На этот вопрос невозможно дать полный ответ, поскольку в науке остается много нерешенных, дискуссионных проблем. И все таки есть положения более-менее общепринятые. Нет еди­ной точки зрения относительно того, где находилась древнейшая прародина греков. Но общеизвестно, что на территории современной Греции и на западе Малой Азии греки живут давно. Микенское и другие царства, существовавшие в ХVІ ХІІ  вв. до н. э. на территории нынешней Греции и на западе Малой Азии создали греческие племена ахейцев. В микенскую эпоху создана одна из древнейших индоевропейских письменностей — гре­ческое линейное письмо Б, датируемое ХV —XIII вв. до н.э. Греческие племена дорийцев пришли на территорию нынешней Греции с севера около XII в. до н.э.

Греческий язык, как и славянские языки, относится к индоевропейской семье. Ранее греческий язык считали обособленным внутри этой семьи. Но исследования последнего времени показали, что к греческому языку близки ныне не существующие языки — древнемакедонский, карийский, фригийский, фракийский[10]. Весьма многочисленными являлись фракийские племена. Они заселяли большую часть современных Болгарии Румынии, Мол­довы, северо-восточной Греции, северо-запад Малой Азии; на севере их поселения доходили до современного Львова.

Видимо, был близким к указанным языкам язык трипольцев. Для такого предположения имеются следующие факты. Формирование трипольской культур происходило в результате миграций населения из нижнего Дуная на север и его смешения с местными жителями. На нижнем же Дунае и в сопредельных регионах были распространены названные выше языки – фракийский, фригийский, дорийский диалект греческого и другие. Весьма вероятно, что реликты этого

 

стр. 21↑

 

языка сохранились в гидронимии. Так, на Украине в области бывшей трипольской культуры (до линии Дрогобыч, Тернополь, Житомир, Киев, Переяслав-Хмельницкий, западнее Кировограда) встречают­ся гидронимы (названия рек и речек) с восточнобалканскими языковыми связями. Ученые связывают их с трипольской культурой[11].

Говоря о древних греко-славянских языковых связях, уместно назвать одну из гипотез о происхождении названия Киева. Согласно этой гипотезы, топоним Киев связывается с языками балканского круга. Исследователи приводят, в частности, следующие параллели: город Киос в фракийской области Вифинии на северо-западе Малой Азии, упоминаемый в VII в. до н.э.[12], и страна Аххиява[13]. Аххиява — это греческая область на западе Малой Азии[14]. Микенский характер ее культуры подтверждается археологи­чески. Особенно яркий памятник — крепость микенского времени в Милете, датируемая ХV—ХІV вв. до н.э. В хеттских текстах ХV в. до н.э. стра­на названа Аххиява-, Аххия, в микенских источниках того времени — Акавия[15]. Названия эти отождествляются с самоназванием греков Микен­ского царства — ахайцы / ахейцы.

Если говорить о разного рода отношениях между этносами, то следует учитывать, что характер этносов в течение истории меняется. Это, в частности, относится к грекам и славянам.

Продолжение