ТЕМЫ, СТАТЬИНародные говоры, язык

 

ОБЩЕСТВО "ЗАГОРОДЬЕ"

      


 

Ф. Д. КЛИМЧУК.

 

ОБРЫ, ОБРАТÁНТЫ, АВАРЫ, HROS

 

[Cлова. Концепты. Мифы. К 60-летию Анатолия Фёдоровича Журавлёва. Москва: Индрик, 2011. С. 190--192].

 

         В говоре моего родного села Симоновичи Дрогичинского района Брестской области употребляется выражение: Здорóвый, як брытáн. Здоровый – это крепкий, сильный, рослый, широкоплечий мужчина. А вот, что такое брытан, -- неясно. Это слово я включил в свой опубликованный словарь [Климчук 1968, с. 22]. Обсуждал с коллегами проблему слова брытан. Проблема осталась нерешенной. Формально слово брытан напоминает словоформу бритáнец. Так иногда называют англичан и представителей других народов Великобритании. Но британцы (англичане) не отличаются от других народов Европы массивностью телосложения. Скорее всего, в западнополесских говорах словоформа брытан под влиянием довольно распространенного слова британец сформировалась из какой то иной, близкой ей словоформы. Какая это была словоформа?

         Эта словоформа нашлась. В декабре 1974 г. в селе Каменюки Каменецкого района Брестской области я записал выражение: Здорóвый як обратáнт с тем же значением, что и аналогичное выражение Здорóвый, як брытáн, записанное в селе Симоновичи. Тоже слово обратант включено в другой опубликованный словарь [Клімчук 1992, с. 45].

Итак, брытáн произошло из обра[<?]тáнт. В последнем: обр- -- старый корень, - а[<?]т- -- старый суффикс, -ант – более поздний суффикс. Гласный [-а-] в первом суффиксе, скорее всего, произошел из *е. Гласный [-ы-] в слове брытан, зафиксированном в говоре села Симоновичи, тоже, скорее всего произошел из *е. Так что начальные бр- в слове брытан – это вероятнее всего усеченная форма от обр-.

         Поищем аналогий. Находим их. Это народ обры и представитель этого народа обрин в «Повести временных лет». Они близки не только по звучанию, но и по значению: обратáнт. – это человек крепкого телосложения; обры, согласно летописи – «велики телом».

        

[c.190 ↑]

 

В чем же различие обратантов и обров? Различие в том, что обратанты – это исполины, а обры – народ. Правда, это не обыкновенный народ, а народ-исполины. А люди-исполины и народы-исполины – это не реальности, это предметы мифологии. Правда, иногда высказыкаются мнения, что люди-исполины в прошлом существовали [Белов, с. 15—16; Гарифзянов, Панова, с. 10—12, 14, 17--18].

         Таким образом, обры в «Повести временных лет» -- это этноним, наименование народа. Но такой этноним употребляется только в древнерусском языке, причем, только в «Повести временных лет».

         Названия этого народа в других языках: в греческом – αβαρεις,  αβαροι, ουαρχωννιται, в латинском – avari, avares, в арабском – абары, в современных русском и белорусском – авары, украинском – авари, польском – awarowie.

         Таким образом, этнонимы, обозначающие авар, подразделяются на две группы. Первая: этноним обры в древнерусском языке, только в одном памятнике, только при описании одного события, которое происходило почти 400 лет назад до того, как было записано в древнерусской летописи. Вторая: этнонимы с корнем а(о)в(б)ар- во всех остальных языках. Этот вариант этнонима впервые зафиксирован греческими и латинскими авторами в VVII вв., современниками появления авар в Европе и существования могущественного Аварского каганата.

         Естественно считать, что этноним а(о)в(б)ар- в его вариантах исконный, а этноним обры искажен. Но искажение произошло не произвольно. Этноним изменился под влиянием какого-то слова. Какого? Уже сам текст «Повести временных лет» дает намек на это: обры – телом велики, т.е. они исполины, великаны. Подтверждают этот намек данные западнополесских говоров, о чем речь шла выше, а также западно- и южнославянских языков. В западнополесских говорах обратáнт, (о)брытáн. – человек крепкого телосложения, чешское obr, старочешское ober, словацкое obor, верхнелужицкое hobr, словенское obər, древнепольское obrzym, польское olbrzymисполин, великан [Фасмер, c. 107; Machek, s. 406—407].

         Таким образом, наименования с корнем обр- -- это названия исполинов, великанов. В славянских языках и говорах они бытуют до настоящего времени и довольно широко.

         Отсюда и о обрах «Повести временных лет» можно высказать следующее предположение. Обры «Повести временных лет» -- это контаминация наименований реального народа аваров и обр-[ов] – мифических исполинов.

Авары действительно в VII в. господствовали в Прикарпатье и на Волыни, угнетали славянское племя дулебов. В середине VII в. они разрушили столицу дулебов – городище Зимно, находившееся недалеко Владимира Волынского [Баран, c. 59—68, 185--188].  И вот прошло 350—400 лет. В первой половине XI в. написана древнерусская летопись. Возможно летописец использовал какие-то записи второй

 

[c.191 ↑]

 

половины Х в. Можно ли в настоящее время, в начале XXI в., не используя никакой литературы, архивов, описать предельно точно события, происходящие в первой половине XVII в.?!

         Так вот на страницах летописи авары превращаются в обров. А обры – это великаны-исполины. В связи с этим аварам, получившим наименование обры, приписываются черты исполинов. Во-первых – они «телом велики». А во-вторых, они, согласно летописи, все погибли. Естественно, авары далеко не все погибли, значительная или даже основная их часть была ассимилирована другими этносами [Эрдели, с. 99--110]. Что касается великанов-исполинов, то их действительно теперь нет. Если они были, то они вымерли.

Вот это согласуется с «Повестью временных лет», утверждающей о бытовании пословицы «Погыбоша, аки обре», т.е. вымерли, как существовавшие в далеком прошлом исполины-великаны.

         А вот в Западном Полесье встречаются люди, считающие, что люди-великаны в прошлом были: зафиксировано нами в с. Спорово Березовского и с. Ласицк Пинского районов Брестской области.

         Сирийский автор Псевдо Захария Ритор в 555 г. писал: «Соседний с ними [амазонками] народ hros, мужчины с огромными конечностями, у которых нет оружия и которых не могут носить кони из-за их конечностей» [Дьяконов, с. 83--90]. Амазонок обычно локализуют в северном Приазовье, к северо-западу от низовьев Дона. Северо-западнее,  т.е. в районе Среднего Поднепровья, обычно локализуют народ hros. Мнения исследователей относительно народа hros разделились. Одни считают его реальной среднеприднепровской русью, другие – мифическим объектом. Скорее всего, с народом hros такая же ситуация, как и с обрами: это контаминация реального и мифического.

 

Л и т е р а т у р а

 

Баран: Баран В.Д. Ранні слов’яни між Дністром і Прип’яттю. Київ, 1972.

Белов: Белов А.И. Путь ариев. В поисках прародины. Москва, 2009.

Гарифзянов, Панова: Гарифзянов Р., Панова Л. Откровения

ангелов-хранителей. Происхождение Земли и человечества. Москва, 2006.

Дьяконов: Дьяконов А.П. Известия Псевдо-Захарии о древних славянах //

ВДИ, 1939, № 4.

Климчук 1968: Климчук Ф.Д. Специфическая лексика Дрогичинского

Полесья // Лексика Полесья. Материалы для полесского диалектного словаря. Москва, 1968.

Клімчук 1992: Клімчук Ф.Д. З лексікі вёскі Камянюкі Камянецкага раёна //

Жывое народнае слова. Дыялекталагічны зборнік. Мінск, 1992.

Фасмер: Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. III. Москва,

1987. С. 107.

Эрдели: Эрдели И. Авары // Исчезнувшие народы. Москва, 1988.

MachekMachek V. Etymologický slovník jazyka českého. Praha, 1971.

 

[c.192 ↑]